Памятник затопленным судам в Севастополе

Хотя в Севастополе транспортная сеть достаточно развита, гавань активно используется для перевозки автотранспорта паромной переправой, курсирующей ежечасно, и пассажиров катерами, которые отходят каждые 15 минут. Когда штормит, высоких волн здесь не бывает и сильно не качает, но из-за внутреннего течения движение по заливу приостанавливается, для больших кораблей оно безопасно, а от перемещения между берегами лучше воздержаться.

Севастопольская гавань. Центральная набережная и лодки. Крым.
Севастопольская гавань. Центральная набережная и лодки. Крым.

Экскурсия по бухтам Севастополя у туристов пользуется большим спросом. Прогулка с Северной стороны в Южную бухту и обратно длится минут 40-50. И пока небольшой прогулочный теплоход бороздит по морю, из динамика доносится увлекательная информация об истории города и самой бухты, об исторических памятниках и бастионах в прибрежной зоне, о событиях, происходивших здесь когда-то, и великих флотоводцах. Корабли, конечно, во главе угла, но и кроме них есть места, у которых за плечами героическое прошлое.

Радиогорка на Северной стороне, пусть границы микрорайона не вписываются в географические пределы, названа, как и здешняя возвышенность, из-за испытаний физиком и электротехником А.С.Поповым первой радиосвязи. Здесь он тестировал свое чудо-изобретение, которое обеспечивало бы сообщение между кораблями. И холм для размещения передатчика вполне для этого подходил.

Севастополь
Севастополь

На высоте 60 м на мысе Хрустальный парит над морем «Штык-парус» — сорокаметровый обелиск. Он виден практически отовсюду. Этот монумент, символизирующий собой общность Армии и Флота, установлен здесь, как почетный караул перед кораблями, идущими на рейд. Он отметил своим появлением присвоение Севастополю высокого звания Города Героя. И первый салют при его освобождении был дан именно с этого места.
Сооружение как часть мемориала составит по замыслу авторов с Памятником матросу и солдату, который служит напоминанием о кровавых эпизодах войны при освобождении советскими войсками крымской земли от нацистских оккупантов в 1944, единое целое и находится неподалеку.

Севастопольская бухта, будто врезающаяся в город артерия, делит его на Северную и Южную части. Она, имея для флота стратегическое значение, уже не один век прослужила Севастополю, являясь заодно и его Морскими вратами, куда кроме фрегатов и крейсеров заходили и торговые суда.

А корабельными обломками дно залива оказалось усеяно при известных событиях в период Крымской войны, большая их часть у входа в гавань. Они стали жертвами не погодных катаклизмов, а носили стратегический характер. Решением Светлейшего князя Меншикова, командовавшего тогда Черноморским флотом, и адмирала Нахимова защитники затопили свою деревянную флотилию, неспособную противостоять железной армаде врага, заградив тем самым вход на рейд судам турецкого, английского и французского флотов, для которых захват бухты означал бы и завоевание самого города, всегда бывшего для любого неприятеля лакомым куском.
Памятник затопленным кораблям — дань подвигу, спасшему Севастополь. Но гибель ЧФ Империи стала началом в Крыму российской истории, значения которой для полуострова трудно переоценить. Этот архитектурный символ имеет полное право называться визитной карточкой Севастополя.

С воды хорошо видны главные оборонительные форпосты (2 сохранившихся из 10), в ближней — Константиновской батарее, почти ровеснице самого города, сегодня разместилась одна из воинских частей.
Бастион в качестве одного из строений фортификации был построен в 1840 году и назван великокняжеским именем Константина Павловича, внука Великой императрицы. Бастион получил боевое крещение, когда Севастополь начали бомбить. В тот день 5 октября 1854 его обстреливали 11 линкоров англичан, и героическому городу здорово досталось, по нему дали тогда не менее 50 000 выстрелов.

Вдали — Михайловский равелин, соорудили его в 1846, назвав именем Михаила Николаевича, последнего сына императора Николая I. В разгар военных действий в 1854-1855 в обороне из-за невыгодного расположения он активно не участвовал, тогда в казематах его действовал один из госпиталей. Потом помещения были отданы под склады, артиллерийские казармы, даже с потерей оборонного значения он оставался закрытым объектом ВМФ. При Врангеле в 1920 здесь обучались курсанты-артиллеристы, после размещалось подразделение обеспечения авиапарка ЧФ, а в Великую Отечественную батарея служила одним из 4-х опорных пунктов. Сейчас он тоже не пустует, «Михайловская батарея» ныне музей.

Еще во время прогулки можно увидеть на месте якорной стоянки «Новороссийска» буи на воде — бочка №3. Линкор, бывший ранее «Джулио Чезаре», был отдан после окончания войны СССР по репарациям. Его взорвали итальянские диверсанты 29.10.1955, тогда 829 человек стали жертвами ужасной трагедии.

Словом, небольшое, но приятное, познавательное и запоминающееся путешествие по заливу, во время которого можно увидеть и узнать много нового, сулит массу позитива и море впечатлений. Да и город со стороны моря выглядит по-другому, и красоты его это не умаляет. Хотите убедиться? Тогда вам дорога в Севастополь.

Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.