Памятник затопленным судам в Севастополе

Хотя в Севастополе транспортная сеть достаточно развита, гавань активно используется для перевозки автотранспорта паромной переправой, курсирующей ежечасно, и пассажиров катерами, которые отходят каждые 15 минут. Когда штормит, высоких волн здесь не бывает и сильно не качает, но из-за внутреннего течения движение по заливу приостанавливается, для больших кораблей оно безопасно, а от перемещения между берегами лучше воздержаться.

Севастопольская гавань. Центральная набережная и лодки. Крым.
Севастопольская гавань. Центральная набережная и лодки. Крым.

Экскурсия по бухтам Севастополя у туристов пользуется большим спросом. Прогулка с Северной стороны в Южную бухту и обратно длится минут 40-50. И пока небольшой прогулочный теплоход бороздит по морю, из динамика доносится увлекательная информация об истории города и самой бухты, об исторических памятниках и бастионах в прибрежной зоне, о событиях, происходивших здесь когда-то, и великих флотоводцах. Корабли, конечно, во главе угла, но и кроме них есть места, у которых за плечами героическое прошлое.

Радиогорка на Северной стороне, пусть границы микрорайона не вписываются в географические пределы, названа, как и здешняя возвышенность, из-за испытаний физиком и электротехником А.С.Поповым первой радиосвязи. Здесь он тестировал свое чудо-изобретение, которое обеспечивало бы сообщение между кораблями. И холм для размещения передатчика вполне для этого подходил.

Севастополь
Севастополь

На высоте 60 м на мысе Хрустальный парит над морем «Штык-парус» — сорокаметровый обелиск. Он виден практически отовсюду. Этот монумент, символизирующий собой общность Армии и Флота, установлен здесь, как почетный караул перед кораблями, идущими на рейд. Он отметил своим появлением присвоение Севастополю высокого звания Города Героя. И первый салют при его освобождении был дан именно с этого места.
Сооружение как часть мемориала составит по замыслу авторов с Памятником матросу и солдату, который служит напоминанием о кровавых эпизодах войны при освобождении советскими войсками крымской земли от нацистских оккупантов в 1944, единое целое и находится неподалеку.

Севастопольская бухта, будто врезающаяся в город артерия, делит его на Северную и Южную части. Она, имея для флота стратегическое значение, уже не один век прослужила Севастополю, являясь заодно и его Морскими вратами, куда кроме фрегатов и крейсеров заходили и торговые суда.

А корабельными обломками дно залива оказалось усеяно при известных событиях в период Крымской войны, большая их часть у входа в гавань. Они стали жертвами не погодных катаклизмов, а носили стратегический характер. Решением Светлейшего князя Меншикова, командовавшего тогда Черноморским флотом, и адмирала Нахимова защитники затопили свою деревянную флотилию, неспособную противостоять железной армаде врага, заградив тем самым вход на рейд судам турецкого, английского и французского флотов, для которых захват бухты означал бы и завоевание самого города, всегда бывшего для любого неприятеля лакомым куском.
Памятник затопленным кораблям — дань подвигу, спасшему Севастополь. Но гибель ЧФ Империи стала началом в Крыму российской истории, значения которой для полуострова трудно переоценить. Этот архитектурный символ имеет полное право называться визитной карточкой Севастополя.

С воды хорошо видны главные оборонительные форпосты (2 сохранившихся из 10), в ближней — Константиновской батарее, почти ровеснице самого города, сегодня разместилась одна из воинских частей.
Бастион в качестве одного из строений фортификации был построен в 1840 году и назван великокняжеским именем Константина Павловича, внука Великой императрицы. Бастион получил боевое крещение, когда Севастополь начали бомбить. В тот день 5 октября 1854 его обстреливали 11 линкоров англичан, и героическому городу здорово досталось, по нему дали тогда не менее 50 000 выстрелов.

Вдали — Михайловский равелин, соорудили его в 1846, назвав именем Михаила Николаевича, последнего сына императора Николая I. В разгар военных действий в 1854-1855 в обороне из-за невыгодного расположения он активно не участвовал, тогда в казематах его действовал один из госпиталей. Потом помещения были отданы под склады, артиллерийские казармы, даже с потерей оборонного значения он оставался закрытым объектом ВМФ. При Врангеле в 1920 здесь обучались курсанты-артиллеристы, после размещалось подразделение обеспечения авиапарка ЧФ, а в Великую Отечественную батарея служила одним из 4-х опорных пунктов. Сейчас он тоже не пустует, «Михайловская батарея» ныне музей.

Еще во время прогулки можно увидеть на месте якорной стоянки «Новороссийска» буи на воде — бочка №3. Линкор, бывший ранее «Джулио Чезаре», был отдан после окончания войны СССР по репарациям. Его взорвали итальянские диверсанты 29.10.1955, тогда 829 человек стали жертвами ужасной трагедии.

Словом, небольшое, но приятное, познавательное и запоминающееся путешествие по заливу, во время которого можно увидеть и узнать много нового, сулит массу позитива и море впечатлений. Да и город со стороны моря выглядит по-другому, и красоты его это не умаляет. Хотите убедиться? Тогда вам дорога в Севастополь.

Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.